Выставка "ВОКРУГКВАДРАТА"

"ВОКРУГКВАДРАТА"

"ВОКРУГКВАДРАТА"

В первой выставке, которую привезла в музей Российская академия художеств, под названием «ВОКРУГКВАДРАТА» приняли участие яркие представители современного искусства России. Среди них – известные архитекторы, художники и дизайнеры, представляющие нашу страну за рубежом и курирующие многие выставочные проекты по всему миру. Зураб Церетели, Юрий Аввакумов, Борис Бельский, Вячеслав Колейчук, Кирилл Александров, Евгений Семёнов, Дмитрий Шагин, Сергей Шутов, Иван Колесников и Сергей Денисов – это лишь несколько имён участников из 58-ми, чьи работы смогут увидеть посетители выставки «ВОКРУГКВАДРАТА. Ещё один путь освобождения» с 3 января по 25 марта 2016г.
«Новое время» никогда не наступает календарно. Из-за «диффузии веков» реалии третьего тысячелетия обретают зримые черты только сейчас. Закончился первый век «после классического искусства», век модернизма и постмодернизма, символической точкой отсчета которого явилось возникновение и осознание супрематизма. Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве, основанное в первой половине 1910-х годов К. С. Малевичем.
«Черный Квадрат», как отдельное высказывание, как декларация, появился ровно сто лет назад. В своих программных работах Малевич справедливо полагает, что эпоха индивидуального восприятия уходит в прошлое, а ХХ век станет веком массовой индустриальной культуры. Все это время вокруг «Черного Квадрата» ломались копья. Кажется, своей силой Он подавил артистическое либидо целых поколений. Практически все художественные жесты ХХ века тесным образом связаны с рефлексией по поводу Малевича. Он представал то символом светлого пути, то виделся образом мрачного апокалиптического прогноза…
А. Бенуа, современник Малевича, художник, критик искусства, писал: «Черный квадрат в белом окладе-это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим названием мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Проект «ВОКРУГКВАДРАТА» своей декларативностью стилистически вполне сопоставим с поведенческой структурой в культурном пространстве самого Казимира Малевича. Ушедший век «разжевал и переварил» идеи футуризма. Futurum наступил. Язык индустриальной культуры уже стал архаичен в пришедшей ей на смену постиндустриальной эпохе. Кажется, он висит грузом на ногах, не давая свершиться полноценному движению. «Черный Квадрат», как икона ХХ века, умер вместе с его религиозными постулатами, как идея «новой духовности», подвергнутой обструкции временем.
Возникший, как один из задников для сцены футуристической оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем», он стал символом смерти «академического искусства». В этом смысле, так же символично засвидетельствовать «смерть Квадрата» в стенах выставочного пространства.
Движение вперед с «цифрой» на знамени возможно только после уничтожения возникшего груза художественных комплексов. Участникам проекта дается возможность пройти тест, самоидентифицироваться, как в рамках осмысления прошлого, анализа собственной «среды обитания», так и возможности движения вперед.
Рассматривая ситуацию в искусстве ХХ века через его главную икону, видится правильным привлечь художников, отражающих различные направления, а также эстетические и этические представления об искусстве.
Экспозиция построена так, чтобы произведения могли войти в контакт друг с другом, создавая новые смыслы и образуя одно цельное высказывание.